Эксперт,
18 октября 2011 г.
Большой потенциал маленького рынка 1813 просмотров
В страховании малого и среднего бизнеса заложен мощный источник роста российского страхового рынка. Драйверами для развития сегмента могут стать пропаганда со стороны страховщиков и содействие со стороны государства.
По оценкам «Эксперт РА», потенциальный объем рынка страхования малого и среднего бизнеса составляет 200–400 млрд рублей. При этом в 2010 году страховщики собрали 10–15 млрд рублей страховых премий в этом сегменте. Сегодня основной объем взносов в страховании МСБ приходится на вмененное страхование — страхование залогового имущества при кредитовании. Добровольные виды развиты значительно слабее. Среди них популярностью пользуется страхование розничной и оптовой торговли и страхование грузов, отчасти — страхование имущества и ДМС. Основной спрос на страхование предъявляют средние компании — они более активно сотрудничают с финансовыми институтами и берут достаточно крупные кредиты. Представители малого бизнеса до сих пор предпочитают занимать деньги у друзей и знакомых, прибегая к кредитованию в крайних случаях, — такие компании покупают только необходимые полисы ОСАГО и автокаско.
Препятствия для роста
Низкий уровень развития страхования предприятий МСБ связан с их слабой заинтересованностью в услугах страховщиков. Многие представители малого и среднего бизнеса понимают реальную экономическую пользу страхования, тем не менее лишь единицы считают целесообразным тратить на это деньги. Сегодня основной задачей организаций МСБ является выживание в конкурентной среде — отвлечение и без того незначительных оборотных средств на покупку страхового полиса, по мнению большинства представителей малого и среднего бизнеса, только ослабит их позиции на рынке.
При низкой вовлеченности малых и средних предприятий в страховой рынок сами страховщики не спешат рекламировать продукты для МСБ. «Многие малые предприятия ведут свою деятельность по упрощенной отчетности, что порождает нечеткий документооборот и усложняет определение истинного размера страхового возмещения при наступлении страхового события», — говорит Алла Фокина, заместитель руководителя департамента страхования имущества и технических рисков компании «Росгосстрах». Вместе с тем у многих страховщиков разработаны специальные программы, учитывающие потребности представителей этого сектора экономики, — «коробочные» страховые пакеты, которые оформляются быстрее, чем индивидуально подобранные продукты для крупного бизнеса, и более выгодны, чем страхование отдельных рисков. «Помимо имущественных рисков в программу также может быть включено страхование от перерыва в производственной деятельности, ответственности перед третьими лицами, грузоперевозок, автотранспорта и личное страхование сотрудников», — говорит Алексей Володин, заместитель генерального директора «ВТБ Страхование».
Стимулы внутри
При наличии проблем на рынке страхования МСБ есть и внутренние драйверы роста, которые способны изменить сложившуюся ситуацию. Во-первых, от развития сегмента выиграют сами малые и средние компании. В отличие от крупных предприятий они особенно заинтересованы в восстановительной функции страхования — ведь их собственных резервов будет недостаточно для покрытия убытков от перерывов в производстве или даже для возобновления деятельности в случае реализации рисков. Во-вторых, принципиальное значение для расширения рынка страхования субъектов малого и среднего бизнеса имеет растущее внимание страховщиков к данному сегменту. «Именно этот сектор сегодня наиболее интересен страховым компаниям, так как сегмент крупных индустриальных предприятий уже практически освоен, и перспектив роста там нет», — считает Наталья Карпова, исполнительный вице-президент Группы «Ренессанс Страхование». Наконец, развитие малого и среднего предпринимательства может значительно увеличить занятость населения и стабилизировать национальную экономику. Государство должно быть особенно заинтересовано в страховании МСБ, обеспечивающем непрерывность деятельности малых и средних предприятий.
Нужна помощь
Для развития страхования малых и средних предприятий необходимы конкретные меры со стороны государства и страховых компаний. Введение новых обязательных видов страхования (например, страхование ОПО) увеличит объем рынка страхования малого и среднего бизнеса. Пример ОСАГО доказывает, что, осознав реальную защиту от рисков, небольшие и средние компании пересмотрят свое отношение к страхованию и начнут предъявлять спрос и на добровольные виды. Государство может повысить привлекательность страхования для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей введением налоговых льгот. Например, за счет включения расходов на страхование в перечень расходов, на которые уменьшается налоговая база при упрощенной системе налогообложения.
Страховые компании могут заинтересовать в своих услугах малый и средний бизнес более агрессивными рекламными кампаниями и диверсификацией каналов распространения страховых продуктов. «Работать с предприятиями МСБ мы предпочитаем совместно с банками-партнерами, которые располагают совместными программами кредитования предприятий МСБ», — рассказывает Светлана Шаипова, директор департамента по связям с общественностью Страхового дома ВСК. Развитие кросс-продаж — продаж дополнительных страховых продуктов при страховании залогов — через дружественные страховщикам банки увеличит взносы по страхованию компаний малого и среднего бизнеса. Вместе с тем большинство страховщиков понимает, что для роста объемов взносов по добровольным видам страхования малого и среднего бизнеса необходимо развивать и другие каналы продаж.
При значительном потенциале роста рынка страхования МСБ ждать резкого увеличения объема взносов в ближайшем будущем не следует. В 2011 году рост данного сегмента страхования будет происходить в основном за счет увеличения сборов по вмененному страхованию (по прогнозам «Эксперт РА», в 2011 году портфель кредитов, выданных субъектам малого и среднего бизнеса, вырастет на 22–27%) и обязательному страхованию (за счет введения обязательного страхования ОПО с 1 января 2012 года). По прогнозам «Эксперт РА», объем рынка страхования МСБ в 2011 году составит 13–18 млрд рублей. При активных действиях со стороны государства и страховщиков к 2015 году объем взносов по страхованию малого и среднего бизнеса может вырасти в пять-десять раз.
Наталья ДАНЗУРУН
Доля реального объема страхования МСБ от потенциального объема рынка Усредненные объемы и темпы прироста взносов по страхованию МСБ
Вся пресса за 18 октября 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Автострахование, Страхование имущества, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
2 июля 2025 г.

|
|
Парламентская газета, 2 июля 2025 г.
Около 6 млн россиян проверили свое репродуктивное здоровье за 5 месяцев

|
|
РИА Новости, 2 июля 2025 г.
В ФОМС рассказали о диспансеризации репродуктивного здоровья в России

|
|
Regions.Ru, 2 июля 2025 г.
Автоэксперт рассказал, как законно меняться за рулем в дальних поездках

|
|
Медвестник, 2 июля 2025 г.
Выходцы из России стали фигурантами крупнейшей преступной схемы в здравоохранении США

|
|
ПРАЙМ, 2 июля 2025 г.
Бюджет ФОМС на реализацию территориальных программ увеличился на 16%

|
|
ПримПресс, Владивосток, 2 июля 2025 г.
Мошенники массово продают поддельные ОСАГО

|
|
Московский комсомолец, 2 июля 2025 г.
Право руля

|
|
Финмаркет, 2 июля 2025 г.
Продажи полисов для путешественников выросли на 11%

|
|
Рабочий путь, Смоленск, 2 июля 2025 г.
При отказе в медпомощи следует обращаться в страховую компанию

|
|
Nord-News, Мурманск, 2 июля 2025 г.
ОСАГО резко подешевело: закономерность или временный эффект - когда ждать бешеного подорожания

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 2 июля 2025 г.
Башкирские аграрии застраховали более 50 тыс. га посевов озимых культур под урожай 2025 года

|
|
Тверские ведомости, 2 июля 2025 г.
Стала известна средняя стоимость полиса ОСАГО в Тверском регионе

|
|
Турпром.ru, 2 июля 2025 г.
Начались косвенные страховые выплаты туристам, погибшим на подводной лодке в Хургаде

|
|
Петербургский дневник, 2 июля 2025 г.
Прокуратура Ленобласти: до 200 тысяч рублей увеличится размер выплаты по ОСАГО

|
|
Финмаркет, 2 июля 2025 г.
За полугодие рост проданных полисов е-ОСАГО составил 20%

|
|
Frank Media, 2 июля 2025 г.
Страховщики запустили полисы с доходностью от курса биткоина

|
|
РИА Новости, 2 июля 2025 г.
«Мой экспорт» помогает экспортерам страховать отсрочки платежа от ЭКСАР

|
 Остальные материалы за 2 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|